Самодельный мини грузовик из старого мопеда и мотоцикла. Он изготовлен в буквальном смысле почти из утиля. Рекомендуем такой автомобиль дачникам - огородникам и садоводам. Лучшего помощника в ваших летних делах на земле вы не найдете. На нем можно и урожай возить, инвентарь для обработки участка, траву для кроликов и все, что угодно в пределах его грузоподъемности — до 400 кг.
Рис.1. Внешний вид самодельного мини грузовика.
Этот мини грузовик отличается от многих других его собратьев простотой конструкции и надежностью в управлении (скорость его - до 70 км/час). Его вполне можно построить дома.
Просторная светлая кабина с панорамным передним стеклом обеспечивает хороший обзор и защищает водителя от непогоды. Довольно удачное расположение двигателя под кузовом автомобиля увеличивает полезную площадь кабины и кузова.
Габаритные размеры самодельного мини грузовика:
Рис.2. Габаритные размеры самодельного мини грузовика.
Грузовик имеет прямоугольную сварную трубчатую раму размером 2380 х 490 мм. В ее центральной части на двух пластинчатых кронштейнах установлен двухтактный двигатель от мотоцикла «ИЖ-56» мощностью в 14 л. с. (10,3 кВт). Впрочем, годится и другой подобный. Мало ли каких «железок» за десятки лет накопилось в домашних мастерских и сарайчиках!
Передняя подвеска имеет две укороченные полуэллиптические рессоры (от автомобилей « Волга» или «Москвич-407» в 2 листа) с сухими механическими амортизаторами фрикционного типа. Передняя ось сплошная, с поворотными цапфами на полуосях. На этих полуосях вращаются ступицы передних управляемых колес на спаренных шариковых подшипниках.
Рис.3. Вид спереди и вид сзади (в разрезе).
Задняя подвеска - независимая, с цилиндрическими пружинами, имеющими механические амортизаторы фрикционного типа
Передача крутящего момента на задние колеса осуществляется через редуктор с дифференциальным механизмом и блоком переключения заднего хода. Вращение от двигателя к редуктору передается роликовой цепью.
Тормозной механизм автомобиля установлен только на задних колесах.
Торможение производится ножной педалью и рычагом ручного тормоза со стояночным фиксатором из кабины водителя.
Кабина автомобиля - двухместная, выполнена из дюралюминия путем клепки.
С левой стороны в кабине установлено рулевое колесо, педаль сцепления, педаль тормоза и педаль газа, справа от водителя - две рукоятки: переключения передач и ручного тормоза. В передней части кабины перед водителем расположен щиток с приборами, на котором смонтированы замок зажигания, переключатель света, спидометр, бензомер, амперметр. Имеется также 2-х диапазонный радиоприемник на полупроводниках.
В задней стенке кабины вмонтирован плафон для освещения кабины.
Спереди автомобиль оборудован фарами с ближним и дальним светом. Под фарами установлены продолговатые подфарники - указатели поворотов.
Электрооборудование автомобиля рассчитано на напряжение 6 В, питание батарейное, с подзарядкой от генератора двигателя. Ветровое стекло снабжено механическим стеклоочистителем.
Под полом кабины установлен воздухозаборник с вентилятором для охлаждения двигателя, который расположен за кабиной под кузовом автомобиля.
Рис.4,5. Основные узлы самодельного мини грузовика.
1 - ручной тормоз, 2 - рукоятка переключения передач, 3 - воздухоочиститель, 4 - стойки крепления кузова, 5 - рулевая трапеция, 6 - глушитель, 7 - фрикционный гаситель, 8 - независимая подвеска заднего моста, 9 - рама, 10 - пружина задней подвески, 11 - аккумулятор, 12 - двигатель «ИЖ-56», 13 - педаль сцепления, 14 - редуктор рулевого управления, 15 - педаль ручного тормоза, 16 - педаль завода двигателя, 17 - педаль газа.
Кузов автомобиля изготовлен из легких пород древесины с окантовкой дюралюминиевым уголком. Выполнен он в виде бортовой грузовой площадки с откидным задним бортом и брезентовым тентом.
Кузов укреплен на раме при помощи четырех стержней, вставленных в патрубки рамы, и закреплен четырьмя стопорными болтами. Для перевозки жидкостей или сыпучих грузов грузовая площадка может быть заменена цистерной или самосбрасывающим лотком, а для перевозки людей - кузовом автобусного типа.
Под кузовом на кронштейне, приваренном к раме, помещен топливный бак емкостью 12 л, что обеспечивает пробег автомобиля без заправки на расстояние свыше 200 км.
Колеса для автомобиля взяты от инвалидной мотоколяски. Впрочем, на нем можно также установить колеса и от мотороллеров.
В конструкции применены некоторые стандартные узлы от мотоколяски, такие, как задний мост, рулевое управление и другие. Это значительно облегчает постройку автомобиля.
Машина имеет несколько легкозаменяемых кузовов: грузовую площадку на 400 кг, цистерну на 300 л, самосвал на 350 кг и даже автобус на 6 - человек.
При ходовых испытаниях с полной нагрузкой микролитражка показала хорошие ходовые качества и высиню проходимость в сложных дорожных условиях.
М.Р. Ларкин, г. Новосибирск