Конструкция самодельного прицепа типа трейлер со сварной рамой и рессорной подвеской.
Идею конструкции нам с отцом удалось только обговорить, и то в общих чертах. Поэтому мне пришлось самому выяснять требования, каким должен отвечать прицеп, чтобы спокойно пройти регистрацию в ГАИ, интересоваться тем, как устроены серийно выпускаемые прицепы и что в этой области сделано самодельщиками. В результате поисков пришел к выводу, что наиболее простой и дешевой в изготовлении будет конструкция со сварной рамой из круглых тонкостенных стальных труб и рессорной подвеской моста с дополнительными гидроамортизаторами, выполняющими роль гасителей поперечных колебаний.
По такому пути я и пошел. Раму с дышлом сварил из труб. Дышло выполнено из трубы большего диаметра и состоит из трех частей: стандартного тягово-сцепного устройства, удлинителя, используемого при транспортировке лодки, и собственно дышла, усиленного подкосами. Присоединительные фланцы по геометрии полностью идентичны фланцу сцепного устройства. Они приварены к вставкам, которые от осевых перемещений и проворачивания фиксируются в трубах двумя болтами М12 каждая.
Задняя часть рамы оснащена выдвигающимся бампером со всем необходимым светотехническим оборудованием и панелькой крепления номерного знака. Во время перевозки лодки бампер выносится за транцевую доску и хорошо виден водителям идущего следом автотранспорта. Крепятся телескопические направляющие бампера в продольных балках рамы болтами Мб.
Лодка на прицеп устанавливается на носовые ложементы, расположенные на удлинителе дышла, и основные, крепящиеся к передней и задней поперечным балкам рамы легкосъемными замками. (Кстати, кузов соединяется с рамой аналогичным образом.) Окончательно лодка притягивается к ложементам специальными ремнями.
Рис.1. Чертежи прицепа типа Трейлер для изготовления своими руками (показан в ненагруженном состоянии):
1 -устройство тягово-сцепное (стандартное); 2 -втулки стойки (СтЗ, труба 33,5x2,8); 3 стойка носового ложемента (СтЗ, труба 21,3x2,8); 4 - ложементы (СтЗ, лист s2 плюс резина); 5 - подкос носового ложемента (СтЗ, труба 21,3x2,8); 6 - удлинитель дышла (СтЗ, труба 57x3); 7 -дышло (СтЗ, труба 57x3); 8 кузов; 9 - прокладки ложемента днища (резина s10), 10 - крылья (Д16Т, лист s2); 11 - направляющая бампера (СтЗ, труба 33,5x3,2); 12 - поручень (СтЗ, пруток диметром 8); 13 - блок сигнальных фонарей, правый; 14 - кронштейн рессоры (СтЗ, полоса s5); 15 - серьга (СтЗ, полоса 50x9); 16 - болты Ml6; 17 -рессора (от «Москвича-412»); 18 - колесо (от ВАЗ-2101); 19 -прокладки (СтЗ, лист s5); 20 - стремянка (сталь 45, пруток 011); 21 - амортизаторы (от ВА-2101); 22- номерной знак; 23 - стойка (СтЗ, труба 21,3x2,8); 24 - подкос дышла (СтЗ, уголок 25x25); 25 - балка продольная (СтЗ, труба 42,3x3,2); 26 - балки поперечные (СтЗ, труба 42,3x3,2); 27 -осветитель номерного знака (от УАЗ-469); 28 - бампер (СтЗ, уголок 35x35); 29 - болт Ml2 (3 шт.); 30 фланцы (СтЗ, лист si0); 31 - ось моста (сталь 45, труба 48x3); 32 - стяжка стремянки (СтЗ, лист s8); 33 - ложемент днища (СтЗ, труба 52x27x2); 34 - вставка (СтЗ, труба 50x3); 35 - втулка амортизатора; 36 - шайба; 37 - проушина крепления амортизатора (СтЗ, полоса 50x6); 38 - пальцы амортизаторов (болты Ml2); 39- стойка ложемента (СтЗ, лист s2); 40 - опора стойки (СтЗ, труба 48x2); 41 -стремянка замка (СтЗ, пруток 06); 42 - планка (СтЗ, лист s5).
Колесный мост представляет собой трубчатую ось, в которую туго посажены цапфы. На них через роликовые конические однорядные подшипники двух типоразмеров надеты ступицы колес. Подшипниковые узлы защищены с обеих сторон пыльниками. Мост подвешен к продольным балкам рамы при помощи «москвичовских» пятилистных рессор. На автомашинах и большинстве прицепов, которые я видел, оси их мостов проходят над рессорами, что, вероятно, делается для уменьшения высоты центра тяжести системы прицеп - груз. У нашего же - под рессорами. Сделано так из соображений, что «Казанка» - очень легкая лодка и положение ее центра тяжести не окажет значительного влияния на устойчивость прицепа. В то же время приподнятая продольная ось (она же - ось дышла) даже при полной загрузке прицепа будет располагаться горизонтально на одной высоте со сцепным устройством тягача и при торможении не создаст усилия, поднимающего «задок» авто. Эксплуатация полностью подтвердила эти расчеты - при езде присутствие прицепа почти не ощущается.
Рис.2. Подшипниковый узел колеса:
1 - диск колеса; 2- штифт центрирующий; 3, 12 - пыльники; 4 - гайка М24 (М24 лев.); 5 шайба; 6 болт М12; 7 подшипник 7605; 8 - ступица (сталь 45). 9 - подшипник 7606; 10 - ось моста; 11 - цапфа (сталь 45).
Неудача постигла нас только однажды - сломался шток амортизатора. Проанализировал поломку и нашел конструктивную ошибку: амортизатор не имел хотя бы небольшого наклона вперед. А должен. Ибо при работе рессоры углы взаимного расположения амортизатора и его пальцев будут меняться в пределах, определяемых эластичностью резиновых втулок. Действительно, так и делается на всех комбинированных (эллиптические рессоры плюс гидроамортизаторы) подвесках.
Что касается конструкции кузова, то она выполнена по классической схеме, где основой является каркас со стойками из труб прямоугольного сечения, обшитых дюралюминиевыми листами.
Рис.3. Внешний вид самодельного прицепа трейлер сделанного своими руками.
Дмитрий Пекарев г. Москва
МК 02 1999