Основой снегопеда служит трубчатая рама, напоминающая велосипедную, сзади к ней шарнирно крепится опорная лыжа, а спереди — рулевая колонка, через которую проходит рулевой вал. С валом жестко соединен руль мотоциклетного или велосипедного типа, а к нижней его части шарнирно присоединена рулевая лыжа. Седло «диванного» типа. Его можно изготовить самостоятельно из подходящего по размерам куска пенорезины или купить в спортивном магазине.
Конструкция самодельного снегопеда, которая благодаря простоте изготовления доступна всем и может получить широкое распространение.
Основой снегопеда служит трубчатая рама, напоминающая велосипедную, сзади к ней шарнирно крепится опорная лыжа, а спереди - рулевая
колонка, через которую проходит рулевой вал. С валом жестко соединен руль мотоциклетного или велосипедного типа, а к нижней его части шарнирно присоединена рулевая лыжа. Седло «диванного» типа. Его можно изготовить самостоятельно из подходящего по размерам куска пенорезины или купить в спортивном магазине.
Лучший материал для изготовления рамы стальные тонкостенные трубы круглого или прямоугольного сечения, соединяемые твердым припоем, сваркой или на кницах (в случае применения прямоугольных труб или профилей). В ряде случаев, если позволяют размеры, можно использовать старые велосипедные рамы.
Рис. 1. Общий вид снегопеда и детали:1 - передняя лыжа, 2 - крепление амортизатора, 3 - амортизатор, 4 - ограничивающий трос, 5 - ушко крепления амортизатора к раме, 6 - руль, 7 - седло «диванного» типа (от мопеда «Верховмна-4»), 8 - платформа крепления седла, 9 задняя стойка рамы, 10 - задняя лыжа, 11 - башмак задней лыжи, 12 - амортизатор, 13 - ушко крепления амортизатора передней лыжи; внизу показаны конструкция и размеры башмаков.Показанный на рисунке 1 размер А определяет пропорции снегопеда. Этот размер подбирают опытным путем: он должен соответствовать длине голени спортсмена, находящейся под углом 80° по отношению к бедру. Такое соотношение позволяет легко и правильно выполнять повороты на большой скорости. Если на снегопеде будут кататься несколько спортсменов разного роста, придется предусмотреть регулировку седла по высоте.
Чтобы иметь возможность пользоваться снегопедом на снежной поверхности разной плотности, рекомендуем сделать два комплекта лыж: узкие и широкие. Для этого проще всего применить водостойкую
фанеру толщиной 3-4 мм, склеив заготовки из четырех слоев, как показано на рисунке 2. Башмаки крепления лыж к раме из стали в соответствии с чертежом (рис. 1). Нижняя поверхность должна быть покрыта пластиком или тонкой латунью - для защиты от повреждений и улучшения скольжения.
Рис. 2. Изготовление лыж:А - основные размеры, Б - склейка заготовки, В - загиб лыжи на простейшем приспособлении (хозяйственной лестнице).раме - из стали, в соответствии с чертежом (рис. 1) Нижняя поверхность должна быть покрыта пластиком или тонкой латунью. - для защиты от повреждений и улучшения скольжения. Некоторые любители обтягивают лыжи металлическими кантами наподобие слаломных.Вспомогательные лыжи, которые при езде на снегопедах надевают на ноги, изготовляются аналогичным способом. На них устанавливают жесткое крепление любого типа, плотно прижимающее каблук ботинка.
Снегопеды и лыжи обычно окрашивают в оранжевый цвет: так их легче находить в рыхлом снегу. Чтобы не потерять снегопед при падении на длинном горном склоне, делается страховочное
приспособление прочный капроновый шнур длиной 5-8 м, соединяющий снегопед с поясом водителя. Шнур убирается в специальный кармашек или коробочку, прикрепляемую к раме.
Учиться управлять снегопедом надо в такой последовательности: спуск по прямой на склоне, имеющем уклон 15-20°: освоение поворота в сторону склона с последующей остановкой поперек склона (уклон тот же); освоение поворота «змейка» сначала в сторону склона, затем в сторону от склона, что трудней всего. Постепенно можно переходить на более крутые склоны, имеющие сложный профиль, но ни в коем случае не кататься среди деревьев и крупных камней: это очень опасно.
Рис. 3. Рулевое устройство снегопеда.
А - вид спереди, Б - подрез передней лыжи нз Т-образного профиля.
Мы не беремся утверждать, что предлагаемая конструкция может служить эталоном. Вероятно, при эластичной подвеске задней вилки и подрессоренной передней езда на снегопеде станет более удобной и приятной. Здесь широкое поле деятельности для энтузиастов технического творчества.
Возможно создание снегопедов тандемного типа, на которых будет интересно и весело кататься вдвоем. Следует подумать и о том, как поднимать снегопеды обратно на гору, пользуясь существующими подъемниками различных типов. Нужно, однако, помнить, что чрезмерное увеличение веса нежелательно, поскольку тяжелой машиной труднее управлять и она небезопасна при падениях.
Г. Ануфирев