Велороллер это самокат и велосипед в одном. Вот как она устроен. Рама выгнута из стальной трубки 012 мм, концы которой приварены к замыкающему звену (через него проходит цепь велопривода). В трех местах к раме приварены рулевая втулка, узлы крепления опорной площадки и задней вилки.
Вилки отлиты из алюминиевого сплава и прикреплены к раме шарнирно. Чтобы ход самоката был мягким, они оборудованы амортизаторами: между выступами вилок и кронштейнов проложены толстые резиновые шайбы.
Рис. 1 Внешний вид велороллера.Колеса. По конструкции они совершенно одинаковые, только к ступице заднего крепится ведомая звездочка. Диски колес сделаны из алюминиевого сплава, и каждый из них состоит из двух деталей: меньшей
крышки и большей, отлитой заодно с ободом, на который надевается резиновая бескамерная шина.
Ось передней вилки находится в рулевой втулке, приваренной к раме, и венчается изящным рулем и эмблемой.
Рис. 2. Компоновка велороллера:1 - перелива вилка (1а - ось вилки), 5 - колодка ручного тормоза, 3 - рулевая втулка, 4 - корпус фиксирующего узла, 5- соединительный стержень, в - руль, 7- втулка, 8 - клин, 9 - ось-рычаг фиксатора, 10 - тормозной тросик, 11 - эмблема, 12 - ось амортизатора, 13 - выступ вилки, 14 - резиновый амортизатор, 15 - выступ оси руля, 16 - рама, 17 - опорная площадка, 18 - ведущая звездочка, 19 - защитный кожух, 20 - передний болт крепления велопроставки, 21- трубчатая дуга, 22 - задний болт крепления велоприставки, 23 - тормозная педаль, 24 - рычаг фиксации сиденья, 25 - ось педали тормоза, 26 - пружина педали, 27 - колодка ножного тормоза, 28 - силовой элемент тормоза, 29 - амортизатор, 30 - выступ задней вилки, 31 - палка, 32 - ось вилки, 33 - узел крепления вилки, 34 - основание опорной площадки, 35 - пружина, 36 - откидная опора, 37 - ограничитель откидной опоры, 38 - резиновый коврик, 39 - ось педалей, 40 - рычаг правой педали, 41- сиденье, 42 - замыкающее звено, 43 - цепь велопривода, 44 - правый рычаг вилки, 45 - ведомая звездочка, 46 - кронштейн звездочки, 47 - болт соединения половин диска, 48 - шина, 49 - крышка диска, 50 - диск, 51 - ось колеса, 52 - подшипники, 53 - силовые элементы тормозной педали, 54 - рычаг левой педали, 5 5 - педаль.Руль здесь регулируемый, его можно отклонить вперед или назад или вообще уложить вдоль самоката, если последний повезут, например, в багажнике автомобиля.
Интересно устройство узла, в котором руль фиксируется в заданном положении. Руль, состоящий из двух половин, соединенных стержнем с двумя штифтами, расположен в передней части корпуса узла. К нему прижата бронзовая фрикционная полувтулка, а к ней, в свою очередь,- стальные клинья, сквозь которые проходит ось.
Рис. 3. Рама:
1- рулевая втулка, 2- стальная трубка, 3 - передний узел крепления опорной площадки, 4 - отверстие для оси откидной опоры, 5 - задний узел опорной площадки и вилки, 6 - замыкающее звено, 7 - отверстие для оси тормозной педали, 8 - кронштейн амортизатора, 9 - отверстие для оси вилки, 10 - ушко для откидной опоры.
Между клиньями на оси есть пружина, но она, сжата, не разбрасывает клинья, так как правый упирается в шайбу, а левый - в гайку. Ось заканчивается рычагом, выведенным за эмблему.
Все эти детали непосредственно с осью вилки ничем не связаны, в корпусе узла их удерживает сила, возникающая при повороте рычага. Так как ось - его продолжение, то она, ввинчиваясь гайку с резьбой крупного шага, сближает клинья. Те, скользя по оси вилки, жмут на фрикционную полувтулку и фиксируют руль в нужном положении.
На руле расположен рычаг ручного тормоза переднего колеса. Заднее колесо тоже оборудовано тормозом, но уже ножным.
В впадине рамы располагается опорная площадка. Она состоит из основания, вырезанного из 10 мм фанеры, металлической накладки и резинового коврика.
Под площадкой есть откидная стояночная опора. Она поворачивается на оси в кронштейне опорной площадки, вынос ее определяется ограничительным стержнем.
Теперь о том, как самокат превращается в велосипед. На опорной площадке есть три отверстия, в которые вставляются болты крепления велоприставки. Последняя состоит из трубчатой дуги, сиденья и велопривода.
Сиденье соединено с дугой телескопическим зажимом и регулируется по высоте.
Велопривод, как и на любом велосипеде,- это педали, звездочка, цепь и защитный кожух. Натяжение цепи осуществляется перемещением велоприставки вперед: продолговатые отверстия в ушках крепления позволяют это делать.
И наконец, внешнее оформление велороллера. Эмблема, руль, рулевая втулка, ось-рычаг фиксатора, рама, окантовка опорной площадки, откидная стояночная опора и ось сиденья хромированы. Все остальные металлические детали окрашены под серебро. Сиденье обтянуто кожзаменителем.
В.А. Ашкин, А. Дехкамбаев, Х. Нурматов