Как сделать сварочный полуавтомат своими руками. Рано или поздно, я думаю, все в жизни сталкивались с тем что нужно было что-то подварить, а для этого нужен сварочный аппарат. Многие скажут, зачем его делать - проще купить, но ведь приятнее сделать своими руками!
Всегда хотел иметь собственный сварочный аппарат, и даже думал его купить, но впереди была зима (больше времени), и я решил сделать его сам. Больше нужен был полуавтомат, но и дуговая сварка не помешает, поэтому решил делать 2в1 п-полуавтомат и дуговую от одного трансформатора.
Для дуговой сварки мне пришлось только домотать на трансформаторе нужное количество витков провода, чтобы трансформатор выдавал 45 вольт, и все.
А теперь начнем все по порядку. Сначала я занялся изготовлением магнитопровода, его я сделал из двух магнитопроводов от ЛАТРов.
Один отрезал до нужного размера.
Оба размотал и с помощью нехитрого приспособления смотал их в один.
Затем магнитопровод я пропитываю эпоксидным клеем для того, чтобы трансформатор не гудел и не было короткого замыкания пластин.
После этого магнитопровод обматываем картоном.
Затем все обмотал изолентой из Х/Б ткани и малярным скотчем.
Подробнее о сборке тороидального магнитопровода смотрите на видео ниже:
Следующий этап - намотка первичной и вторичной обмотки. Я мотал по такой схеме исходя из моего сечения магнитопровода.
(рассчитывается индивидуально для каждого трансформатора).
Первичная обмотка мотается медным проводом сечением от 2 мм2 (у меня он набран из нескольких жил). Для удобства намотки под магнитопровод сделал подставку, которая крепится к столу.
Провод наматываем на челнок - так намного проще мотать.
Каждый слой пропитываю лаком и мотаю сверху Х/Б тканью или изолентой.
Сечение провода на вторичной обмотке 16 мм2.
Подробнее о намотке я рассказал в видео ниже:
О результатах промежуточных испытаний также заснял видеоролик:
Следующий этап - сделать механизм протяжки. В качестве мотора я использовал двигатель от стеклоочистителя автомобиля ВАЗ 2101.
Подающий ролик купил готовый, но его также можно выточить у токаря.
Для того, чтобы на ось двигателя было меньше нагрузки - поставил два подшипника, которые между собой соединяются и прижим к ролику регулируется винтом.
Рукав длиной 2,5 метра на 160 ампер.
Дальше мотаем дроссель, который является неотъемлемой частью полуавтомата. Он служит для сглаживания импульсов тока, и без него полуавтомат не будет работать полноценно. Он намотан на трансформаторе ТС 250 от телевизора.
Но лучше ТС 270.Намотать нужно столько сколько влезет до заполнения окна тем самым проводом не меньше 20 мм2.Между подковами трансформатора обязательно должен быть немагнитный зазор и он изначально ставится 2 мм (текстолитовая пластина) но лучший результат достигается экспериментальным путем увеличения или уменьшения зазора в результате чего получаем наилучший сварной шов.
Также одной из главных составных полуавтомата является плата управления-делал я ее по такой схеме.
Схема была взята здесь: http://svapka.ru/sampoluavtom/svarochnyj-poluavtomat-svapka-ru-vol-2-0-svapka-ru.htm
Файл печатной платы (проект программы DipTrace), можно скачать с сайта Svapka.ru по ссылке: http://svapka.ru/down/svapka20smd.dip
Есть также альтернативная схема регулировки оборотов двигателя.
Вместо клапана газа использовал клапан омывателя стекол ВАЗ 2108.
Силовые диоды на 200 ампер на радиаторах.
Провод для массы.
Переключатель напряжения первичной обмотки.
Тиристор Т-161-160 ампер.
Ну и наконец, завершающий этап - изготовление корпуса, компоновка всех элементов и сборка согласна схемы.
Ну и самое главное - как все это работает смотрим в финальном видео.
У кого возникнут вопросы - задавайте, всем отвечу.
Спасибо за внимание!