Схемы и конструктивные решения 2 выпрямителей для сварочных аппаратов.
Конструкция 1-го выпрямителя:
Выпрямитель объединен с тороидальным трансформатором и вентилятором воздушного охлаждения. Непосредственно сам выпрямительный мост здесь собран на диодах ДЛ-132-80-10, установленных в центре тора на кронштейны-радиаторы из отрезков алюминиевого уголка. Тепловой режим для мощных полупроводниковых вентилей - наиболее благоприятный. Ведь каждый из диодов практически со всех сторон омывается воздушным потоком, засасываемым снизу (из-под подставок) и интенсивно прогоняемым вентилятором через «мини-аэродинамическую трубу» - внутреннюю воронку (окно) тора.
Правда, для столь свободного «продувания» пришлось побеспокоиться об оптимальности компоновки агрегата. В частности, предусмотреть, чтобы отверстия сравнительно большого диаметра были и в основании, и в стяжной крышке, к которой крепится (благодаря имеющемуся фланцу) трёхфазный многолопастный вентилятор УВО-2,6-6,5-У4. А чтобы воздухозабор шёл снизу тоже без помех, высота привинчиваемых к основанию подставок должна быть не менее 20 мм.
Теперь несколько слов об особенностях подсоединения диодного моста к сварочному трансформатору. При интенсивном использовании аппарата для сварки один из выводов диодного моста подключается к общей клемме, а другой, являясь в данном случае «плавающим», состыковывается с тем или иным выводом трансформатора. Если необходимы напряжения 6 В, 12 В, 18 В и т.д., то оба ввода диодного моста делаются переходными («плавающими»).
Выпрямитель позволяет улучшить зажигание дуги, поскольку увеличивается напряжение холостого хода, и повысить качество сварки. Кроме того, нельзя забывать, что на плюсовом выводе выделяется больше тепла. И свойство это, как говорится, грех не использовать при сварке тонкостенных деталей (здесь «+» подводится к электроду).
Рис.1 Сварочный аппарат постоянною тока:
1 - подставка (дерево, фанера, s20, 4 шт.), 2 - основание (фанера, s10), 3 - шуруп с потайной головкой (8 шт.), 4 - вывод контактный (4 шт.), 5 - наконечник клеммный (4 шт.), 6 - шпилька М6 (бронза или латунь, 4 шт.), 7 - гайка М6 (бронза или латунь, 16 шт.), 8 - шайба (бронза или латунь. 20 шт.), 9 - гайка-барашек М6 (бронза или латунь, 4 шт.), 10 - ручка поворотная откидная (от списанной радиоаппаратуры, 2 шт.), 11 - вентилятор трёхфазный УВО-2,6-6,5-У4 (в круглом корпусе с фазосдвигающим конденсатором 2 мкФ), 12 - винт М4 с шайбой Гровера (3 шт.), 13 - крышка стяжная с центральным отверстием под вентилятор (фанера, s10), 14 - сердечник тороидальный (из статора асинхронною двигателя), 15 - обмотка трансформатора первичная (число витков, отводы, диаметр провода - расчётные), 16 - слои изоляционные (толщина и количество - расчётные), 17 - прокладка кольцевая (электротехнический картон, s1...2,5, 2 шт.), 18 - изоляция наружная (намотка лакотканной лентой в 1 - 2 слоя), 19 - кронштейн (алюминиевый уголок 75x50, 2 шт.), 20 - диод полупроводниковый ДЛ-132-80-10 (4 шт.), 21 - кронштейн центральный (алюминиевый уголок 60x60), 22 - шуруп с полукруглой головкой (6 шт.); D1 и D2 - по габаритам вентилятора.
Конструкция 2-го выпрямителя:
Это автономный выпрямитель (его можно использовать практически с любым прибором на ток 200 А). При простой принципиальной электрической схеме диодного мостика примитивно-стандартной данную конструкцию вообще-то не назовешь. Необычность её состоит в использовании двух групп разнополярных диодов - В200 и ВЛ200 (внешнее их отличие - соответственно, зелёные и малиновые корпуса). Значит, есть реальная возможность соединить радиаторы диодов в каждой из групп. То есть в одной группе на радиаторе получается «+», в другой «-». Однородные соединяются шпильками М8, а между разнородными устанавливается резиновая прокладка. Вся конструкция получается предельно компактной и надёжной.
Рис.2. Выпрямитель «Малыш» для «сварочника»:
1 - радиатор диодный (4 шт., стянуты попарно), 2 - панель сетевая (текстолит, фанера, s10), 3 - шпилька М8 (бронза или латунь, 4 шт.), 4 гайка М8 (бронза или латунь, 18 шт.), 5 - шайба (бронза или латунь, 28 шт.), 6 - болт М8 клеммный (бронза или латунь, 2 шт.), 7 - диод мощный выпрямительный В200 (2 шт.), 8 - диод мощный выпрямительный ВЛ200 (2 шт.), 9 - вывод от выпрямителя к нагрузке (2 шт.), 10 - панель выпрямительная (фанера, s10), 11 - прокладка изоляционная (резина велокамеры); а) - принципиальная схема выпрямительного моста.
И ещё одна особенность здесь налицо: выводы диодов можно использовать в качестве ручек - для переноски выпрямителя. Тем более что масса всего устройства не превышает 5 кг.