Цены на дачи, например, нынче выражаются пяти-шестизначными числами, на стройматериалы цены тоже растут как на дрожжах. Не каждому удается получить и садовый участок. Детские лагеря чахнут, цены на путевки в дома отдыха «кусаются». А выехать с детьми в каникулы горожанину на природу во как необходимо! Где же выход?
Отличный вариант - дача на колесах. Сделать ее при желании может каждый, была бы охота. Есть собственный буксировщик - автомобиль - прекрасно. Нет - выручат друзья, знакомые, отвезут на лоно природы, не так это сложно. И живи в любом месте. Надоело - поменяй его. Где рыбку половить, где ягод, грибов пособирать. Даже интереснее, чем в сельском доме, на одном месте. Кому что по душе!
Рис.1. Внешний вид самодельного прицепа дачи.
В отличие от многих других типов прицепных дач - данный прицеп - дача имеет цельноклеенный из березового шпона бескаркасный кузов, после выклейки усиленный ребрами жесткости и вставным полом из фанеры толщиной 12 мм. Габаритные размеры кузова: 3500Х 1900X2100 мм, что позволяет человеку нормального роста находиться внутри, не испытывая никаких неудобств (рис. 2)
Рис. 2 . Самодельный прицеп-дача.
А - вид сбоку слева (справа двери нет), Б - вид спереди, В - вид сверку; Г - вид сзади; пунктиром показан вариант формы верхней части.
Оконные коробки склеены из фанеры толщиной 10 мм. В проем вставлены алюминиевые полоски толщиной 2,5 мм - для установки резиновых уплотнителей при остеклении. Дверная коробка - из сосновых брусков 30 х 30 мм, вклеенных в кузов (до выпиливания проемов!).
Дверь - двойная: наружный слой - фанера толщиной 10 мм, внутренний 3 мм, между ними - слой пенопласта толщиной 30 мм. Навесы врезаны в бруски коробки. Внутренняя поверхность кузова оклеена пенопластом марки ПХВ-1 толщиной 16 мм, лицевой внутренний слой стен покрыт линкрустом, потолок - плотной бумагой, пол - линолеумом. Стены кухонного отсека оклеены синтетической плиткой. Электропроводка - скрытая в толще пенопласта. Прямо импортный вариант! Даже лучше.
Для выклейки кузова была сделана секционная разборная форма-болван из досок и фанеры (рис. 3). Закругленные поверхности сопряжения плоскостей изготовлялись из гипса. После зачистки на поверхность формы наклеено несколько слоев оберточной бумаги. Последний слой покрыт парафином и служит разделительным при выклейке.
Рис.3. Конструкция болвана для выклейки кузова:
1 - боковая панель (фанера или доски); 2 - углы (прямые) из фанеры, 3 - углы двоякой кривизны из гипса; 4 - крышевая панель (фанера с загибом на борта), 5 - панель скошенной части кузова (фанера с загибом на крышу), 6 - торцевая панель (фанера с загибом на борта), 7 - бруски каркаса.
Кузов выклеивался в два этапа: сначала - верхняя, затем - нижняя часть, после чего половинки склеивались по поясному ребру жесткости. Последовательность наложения слоев такова первый слой - марля, затем шпон, нарезанный на полоски размером 500х50 х 0,8 мм, на казеиновом клею, в четыре слоя внахлест под углом 30-60°. Каждые 0,5 м2 наложенного шпона прижимались к форме полосками из фанеры 500 х 20 х 4 мм и «мухами», которые прибивались временно гвоздями 25 х 1 мм и удерживались до полного высыхания клея, для чего при комнатной температуре требуются сутки.
Затем планки и «мухи» снимались, наклеивался второй слой шпона, после него - третий и четвертый. Промежуточные слои подчищались рашпилем в тех местах, где по тем или иным причинам образовывались неровности, морщины и тому подобные дефекты. После наклейки последнего слоя поверхность зачищалась и оклеивалась тканью.
По окончании выклейки и полного высыхания кузова в течение нет скольких суток в него вклеивались рамки оконных и дверных проемов, после чего сами проемы вырезались узкой пилой-ножовкой. Делать наоборот (то есть сначала вырезать проемы, а потом вклеивать рамки) не рекомендуется, так как возможно коробление оболочки кузова. Углы оконных и дверных проемов после зачистки дополнительно оклеиваются полосками ткани.
Пол формовался отдельно, из полос фанеры толщиной 4 мм, в три слоя на клею, окантовывался бруском 50Х 50 мм и вклеивался в «юбку» кузова. При наличии высококачественной фанеры толщиной 12 мм дно может быть изготовлено в один слой.
Встроенная мебель выполнена из деревянных брусков и фанеры, с использованием для отделки орехового шпона и цветного пластика
Кухонный комплект состоит из стола с ящиками для продуктов, посуды, мусорного ведра и мелких хозяйственных предметов. В поверхность столешницы встроены: двухконфорочная газовая плита и мойка (пластмассовый тазик). Газовые баллоны размещены под столом, водяной бачок у потолка
В соответствии с техническими условиями на изготовление прицепов «Теремок» имеет всю необходимую электросигнализацию с питанием от автомобиля-тягача:
а) фонари «стоп», «поворот» и «габариты» от автомобиля «Жигули»;
б) стекла верхних габаритных огней спереди и сзади от автомобиля «Волга» М 24;
в) фонарь освещения номерного знака от автомобиля «Запорожец»;
г) катафоты спереди и сзади треугольной формы от грузовых автоприцепов;
д) освещение салона - двумя плафонами от автомобиля "Победа". (По секрету: почти все это из утиля, но выглядит как новое благодаря золотым рукам мастера.) Электросхема приведена на рисунке 4.
Рис. 4. Схема электропроводки и подключения к электросистеме автомобиля:
1 - провода к электросистеме автомобиля, 2 - разъем четырехконтактный, 3 - габаритные огни передние, 4 - выключатель кухонной лампы, 5 - кухонная лампа, 6 - потолочный плафон, 7 - выключатель плафона, 8 - выключатель настольной лампы, 9 - настольная лампа, 10, 13 - соединительные колодки, 11 -задние фонари (габарит, указатель поворотов, стоп-сигнал), 12 - фонарь освещения номерного знака, 14 - общий выключатель внутренних потребителей тока; схема предусматривает общую массу.
Поверхность кузова грунтуется, шпаклюется и окрашивается синтетическими эмалями под цвет машины-тягача Нижнюю часть желательно красить в более темные тона, верхнюю - в светлые. Над окнами и над дверью устанавливаются водостоки из алюминия, нержавеющей стали (или готовые - с разбитых автомашин). Эмблема - накладная, из фанеры толщиной 10 мм.
При изготовлении ходовой части использована принципиальная схема хребтового прицепа для перевозки лодки или катера (рис. 5). Конструкция состоит из основной рамы-ложа, сваренной из балок П-об-разного или коробчатого сечения (могут быть также использованы стальные трубы 0 60-80 мм), перекладин, дышла с кронштейном и сцепного устройства. Два трапециевидных рычага поперечной подвески (от ийвалидной мотоколяски) закреплены шарнирно в проушинах рамы резьбовыми пальцами, проходящими через резиновые втулки; реактивные рычаги служат для гашения вибраций, возникающих при движении.
Рычаги подвески опираются на пружин-но-гидравлические амортизаторы, взятые от мотоцикла «Восход» или «Ява». Они устанавливаются попарно с каждой стороны. Колеса в сборе с дисками - от мотоколяски СЗА (размер 5-10)
Кузов крепится к раме ходовой части десятью 8-мм болтами с шайбами большого размера.
Рис. 5. Конструкция тележки.
А - общая компоновка:
1 - замок сцепного устройства под шар 050 мм, 2 - страховочная цепь, 3 - передняя опора днища кузова, 4 - разъем электросистемы, 5 - запасное колесо на кронштейне, 6 - скоба крепления опоры в походном положении, 7 - опора дышла в стояночном положении, 8 - боковая опора днища кузова, 9 - поперечный коробчатый лонжерон рамы, 10 - траверса крепления амортизаторов, 11 - дышло, 12 - болт сайлентблока подвески переднего качающегося рычага, 13 - щека передних сайлентблоков, 14 - амортизатор подвески. 15 - передний качающийся рычаг, 16 - колесо (шина 5Х10), 17 - качающийся рычаг полуоси, 18 - болт сайлентблока, 19 - щека задних сайлентблоков.
Б - узел крепления рычага подвески к коробчатому лонжерону:
1 - коробчатый лонжерон, 2 - проушина рычага, 3 - болт сайлентблока, 4 - рычаг, 5 - щека, 6 - резиновый вкладыш.
В - верхний узел крепления спаренных амортизаторов к траверсе:
1 - траверса, 2 - шпилька М10, 3 - ушко крепления шпильки, 4 - амортизатор.
Г - полуось и ступица колеса:
1 - резьбовой хвостовик полуоси, 2- подшипник наружный, 3 - ступица, 4 - фланец крепления диска колеса, 5 - подшипник внутренний, 6 - ушко крепления амортизаторов, 7 - шпилька крепления диска колеса, 8 - сальник, 9 - сварка, 10 - качающийся рычаг подвески.
Д - нижний узел крепления спаренных амортизаторов к качающемуся рычагу подвески:
1 - амортизатор, 2 - сайлентблок, 3 - шпилька M10, 4 - рычаг подвески