Самодельная трехместная лодка грузоподъемностью 320 кг, состоит из 5 секций. На берегу его можно превратить в достаточно просторное укрытие от дождя, особенно если накинуть сверху кусок полиэтиленовой пленки. Лодка настолько проста, что ее может сделать даже человек, незнакомый с судостроением и имеющий лишь самые элементарные навыки работы с деревом. Для изготовления не потребуется специального оборудования и помещения, вся лодка собирается в комнате городской квартиры. Делается она из весьма доступных материалов, которые можно приобрести в магазинах строительных и хозяйственных товаров.
Выбор размерений (3,3X0,9BX Х0,32) обусловлен необходимостью перевозить лодку на багажнике автомобиля, желанием сделать судно пригодным для самых разнообразных плаваний группой в составе 2-3 человек.
Лодка разработана как гребная, но благодаря усиленному транцу может быть оснащена подвесным парусом площадью 3,5 м2 или подвесным мотором.
Корпус состоит из пяти отсеков - «ящиков», которые при сборке стыкуются и обтягиваются стальным тросом. От сдвига секций вбок предохраняют выступы и гнезда в бортовых стрингерах (привальных брусьях). Такая конструкция позволяет собирать лодку в укороченном, двухместном варианте: средняя (третья) секция не устанавливается, а трос обтяжки берется более короткий.
Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки - это создает эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе.
Подъем носа и кормы, обеспечиваемый небольшим завалом внутрь стыкуемых секций (на 4-5 мм) при подгонке, значительно повышает мореходные качества.
Начинать постройку следует с изготовления бумажных выкроек всех бортовых, днищевых и переборочных фанерных деталей. После этого приступают к раскрою фанеры, учитывая, что все куски должны быть вырезаны вдоль волокон внешних слоев (рубашки). Делается небольшой припуск на обработку торцов. Детали бортов и переборок вырезаются попарно. Затем нарезаются рейки для продольного и поперечного набора. Заготовки надо промаркировать двойной нумерацией: первая цифра - № секции, а вторая - № детали (например, 3-11, 45 и т. д.). По выкройкам карандашом наносится точный контур и места приклейки деталей набора (реек). Обе поверхности смазываются клеем, к ним прижимаются рейки. Стыки соединяются «вполдерева». Для защиты от сползания углы временно прихватываются небольшими гвоздями (не до конца). Сразу же, пока клей не застыл, борт переворачивается, и со стороны фанеры рейки укрепляются шурупами 10X2 «змейкой» с шагом 50-60 мм.
Точно так же делаются заготовки внутренних переборок и транца.
Для носовой секции прямолинейные рейки применить невозможно - они делаются клееными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30-32 мм) полосок фанеры длиной 650 мм. На толстой доске размером 700Х 200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15-20 мм. Затем полоски-заготовки смазываются клеем и вставляются в шаблон, образованный гвоздями. Чтобы плотнее стянуть полоски при сушке, у верха гвоздей пропускается змейкой шпагат. Вторую пару заготовок склеивают аналогично. Края склеенных заготовок обрабатывают напильником и шкуркой.
Рис. 1. Общий вид и детали конструкции.
А - корпус (в расчлененном виде):
I - стяжной трос. 2 - носован секции, 3 - стыковые узлы наружного привального бруса, 4 - внутренний привальный брус, 5 - торцевая перегородка (диафрагма), 6 - обшивка борта (ф .и | толщиной 3 мм), 7 - обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 8 - натяжное устройство.
Б - крепление уключины:
I - подуключник, 2 - накладка, 3 - стяжной болт.
В - конструкции стыкового узла наружного привального бруса:
1 - привальный брус, 2 - шин, 3 - гнездо (кровельное железо), 4 - привальный брус следующей секции.
Г - устройство для иатяжкн троса:
I - трос, 2 - резьбовая втулка, 3 - кронштейн, 4 - иатяжиой болт.
Из дубового бруска вытесывается форштевень (носовой брус). В нем делаются врезки-углубления для крепления концов привальных брусьев и скуловых стрингеров. Затем скуловые стрингеры, форштевень и носовая переборка соединяются на клею и шурупах, а верх форштевня связывается с верхом переборки временной планкой на шурупах. После этого сразу на клею и шурупах ставятся заготовки бортов, и сверху их «обхватывают» заготовки привальных брусьев. Необходимо проверить симметрию всей конструкции.
Через сутки, когда клей «схватится», накладывают днище и палубу, в которой предварительно вырезают отверстие 180X200 мм для багажного лючка.
Затем на листе бумаги (желательно миллиметровки) рисуют один внутри другого квадраты и контур носовой секции, соответствующие размерам верхней части секции будущей лодки,- это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы. На полу на листе бумаги - шаблоне собираются на клею и шурупах все секции - сначала борта и переборки, а затем днищевые листы. После чего подгоняются и устанавливаются привальные брусья (с шипами и гнездами), и лодка временно собирается на болтах-стяжках и обрабатывается напильником и шкуркой. Эту операцию следует провести дважды.
Все секции и заготовки днищевых стрингеров дважды пропитываются горячей олифой и после второй пропитки выдерживаются 4-5 дней. Высохшие секции слегка зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают вместе для окончательного контроля все» стыков. Затем секции снаружи протираются тампоном," смоченным в бензине или уайт-спирите, для обезжиривания поверхности.
Потом днища всех пяти секций оклеиваются стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10-15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибаются и спускаются на борта на 50-ВО мм. Одновременно узкими полосками - обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляются все внешние углы секций. Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладываются смазанные тем же клеем стрингеры и закрепляются шурупами 15X3 с шагом 80-100 мм.
Рис. 2. Основные размереиия лодки, конструкция корпуса н шпангоутов.
Через двое суток после отвердения смолы лодка снова обрабатывается наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а затем окрашивается первым слоем краски. После высыхания краски устанавливаются все металлические детали, делается проводка стяжного троса, подгонка сидений - банок и крышки лючка.
Держатели уключин изготавливаются склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае - из дуба или бука с оковкой стальной полоской.
Весла (разборные, распашные) - из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, плотно входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150X400X1,5 мм.
Во вторую, третью и четвертую секции желательно сделать легкие елани по длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10X15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосками.