Катодная защита автомобиля от коррозии

  • Опубликовано: 30 ноября 2009

Катодная защита автомобиля от коррозии


Многим автолюбителям известно, что достаточно появиться небольшой царапине - и ржавчина начинает прямо-таки поглощать автомобиль. И бороться с ней весьма трудно. Какие только хитрости ни придумывают автомобилисты - различные покрытия, мастики, антикоры... Да вот беда: чтобы обработать с должным качеством все наиболее поражаемые места, приходится порой разбирать весь автомобиль. Такая операция занимает немало времени, да и требует постоянного контроля. Кроме того, в процессе эксплуатации происходит постепенное разрушение покрытий. Из-за вибраций при движении появляются микротрещины, под ударами камней или песка краска откалывается.


Поэтому вполне понятно желание автомобилистов приобрести чудо-прибор: один раз потратился и навсегда защитил кузов от ржавчины.

Метод катодной защиты от коррозии уже давно применяется на самых разнообразных объектах. Например, на кораблях устанавливают специальные протекторы, которые, растворяясь в морской воде, обеспечивают защиту корпуса судна. Подземные трубопроводы перед укладкой обрабатывают антикоррозийными составами и обматывают специальной лентой. На определенном расстоянии от трубопровода закапывают анод (электрод) - металлическую болванку, к которой подключают "плюс" источника постоянного тока, а к самой трубе - "минус". Благодаря разности потенциалов между электродом и защищаемым металлом в цепи образующегося электролита (влага, соль и т.п.) проходит ток. На аноде происходит освобождение электронов - реакция окисления, и саморастворение катода прекращается [1, 2].

При катодной поляризации металлу нужно сообщить такой отрицательный потенциал, при котором его окисление становится термодинамически маловероятным.Для железа и его сплавов полная защита от коррозии достигается при потенциале 0,1...0,2 В. Дальнейший сдвиг потенциала мало влияет на степень защиты. Плотность защитного тока должна быть в пределах 10...30 мА/м2.

Кроме того, со временем на металле за счет концентрационной поляризации по кислороду наблюдается дополнительное смещение потенциала в отрицательную сторону, что позволяет периодически выключать устройство (при ремонте автомобиля, зарядке аккумулятора и т.п.)[3].


Устройство защиты от коррозии состоит из электронного блока и защитных электродов. На корпусе электронного блока размещают световую индикацию работы устройства.


Устройство позволяет поддерживать значение потенциала влажных участков поверхности кузова на уровне, необходимом для полной остановки и прекращения коррозийных процессов за счет разрушения защитных электродов.


В качестве защитных электродов (анодов) могут использоваться как разрушающиеся материалы (нержавеющая сталь, алюминий), требующие замены через 4...5 лет, так и неразрушающиеся. В качестве неразрушающихся электродов можно применять карбоксил, магнетит, графит или платину. Защитные электроды выполняются в виде прямоугольных либо круглых пластин площадью 4...9 см2.

 


На рисунке приведена схема простого антикоррозийного устройства, которое может успешно справляться с явлениями коррозии. Конечно, в простейшем виде устройство катодной защиты может состоять из защитных электродов и проводов, подключаемых непосредственно на "плюсовую" клемму аккумулятора. Однако здесь трудно контролировать возможное короткое замыкание электродов с кузовом автомобиля и его работу в целом. Для этого в устройстве в цепь делителя напряжения R1, R2, R3 включен светодиод VD1, который в рабочем режиме светится ровным светом, потребляя незначительный ток от аккумулятора (около 2 мА).


Если вдруг один из защитных электродов замыкается на кузов автомобиля, светодиод VD1 прекращает светиться. В этом случае необходимо найти-и устранить замыкание. При повышенной влажности кузова светодиод VD1 может в небольших пределах изменять свое свечение, что указывает на работу катодной защиты. Кроме того, данное устройство имеет высокую надежность, поскольку дает при коротком замыкании выхода с кузовом ток перегрузки не более 25...30мА. 

 

При установке и монтаже устройства следует помнить, что: 

  • один защитный электрод защищает площадь с радиусом около 0,25...0,35 м;
  • защитные электроды устанавливаются только на места, защищенные лакокрасочным покрытием;
  • использовать можно только эпоксидный клей или шпатлевку на его основе;
  • наружную сторону защитных электродов (где нет пайки) нельзя покрывать мастикой, краской, клеем или другим электроизоляционным покрытием.

Электронный блок устанавливается в любом месте автомобиля и присоединяется к общей схеме электрооборудования автомобиля. При этом необходимо, чтобы электронный блок оставался включенным даже при отключенном общем электрооборудовании автомобиля.

В целом устройство потребляет не больше чем часы автомобиля и гарантирует длительную эффективную работу даже при сильно разряженном аккумуляторе.


Еще одна Электрическая схема простейшего устройства приведена на рис. 2

 


Устройство содержит делитель напряжения, выполненный на двух резисторах сопротивлением R1 и R2 соответственно. Верхний по схеме вывод резистора R1 соединен с положительным выводом аккумулятора, нижний по схеме вывод резистора R2 соединен с отрицательным выводом. При таком соединении резисторов в точке Б относительно метала кузова автомобиля будет потенциал V1, который определяется из выражения


U = Е х R2/(R1 + R2)


где Е -напряжение аккумулятора 12 В.


Потенциал U должен быть равен защитному потенциалу, при котором прекращается процесс коррозии. При последовательном соединении резисторов через них течет ток, равный I = E/(R1 + R2)


Сила тока (01-100 мА) выбирается из условия, что при обычной влажности один анод надежно защищает примерно 4-10 дм2 площади. R2 


= V/I; R1 = (E/I) - R2


Если по каким-либо причинам необходимо изменить значения защитного потенциала или силу тока, соответствующие значения сопротивлений резисторов могут быть определены из приведенных соотношений. К точке 1 делителя необходимо припаять длинные провода (в изоляции), к другим концам которых припаять стальные пластины - аноды.

Каждый анод представляет собой пластину из низкоуглеродистой стали прямоугольной формы размерами примерно 2х2 см. Для защиты можно использовать и внешние аноды, о чем будет сказано далее. Предлагаемое устройство превращает корпус автомобиля в катод, который в процессе эксплуатации будет восстанавливаться за счет окисления анодов. Конструкция устройства произвольная.

 


А вот так вот устройство реализовано в реале, использована заглушка кнопки.

 


 Рис. 3. Установка электродов в этих точках наиболее эффективна:

1 - коробчатые усилители брызговиков, 2 - места крепления фар и подфарников, 3 - нижняя часть передней панели, 4 - полости за щитками усилителями передних крыльев, 5 - внутренние поверхности дверей и порогов, 6, 7 - передняя нижняя часть заднего крыла и арка колеса по стыку с крылом, 8 - фартук задней панели.



2

комментария

99 532

просмотра

Похожие самоделки

Комментариев 2
  1. Сам использую катодную защиту уже 3 год. Доволен. Хочу дать несколько советов:

    1 совет - обязательно между электродом и краской кузова автомобиля ДОЛЖЕН БЫТЬ СЛОЙ ЭПОКСИДНОГО КЛЕЯ по всему размеру электрода (желательно даже немного больше площади электрода).

    2 совет - на своем автомобиле я сделал дополнительные брызговики, они
    отнесены примерно на 7-10 см. дальше, чем заводские и достают почти до
    земли. От одного переднего брызговика (примерно от середины) в низ идет
    цепочка к которой подходит "+" от данного устройства и цепочка достает
    до земли. Этим я сделал землю катодом, а кузов (относительно земли)
    анодом. Ограничен размером комента. Все вопросы в личку.
    +5
  2. Антикоррозийная защита прицепа. Сезон посева и урожая близко, в связи с этим как говориться готовь сани летом, а телегу зимой. Так вот решено, приступаем. Не знаю, что это за чудо-модель прицепа советских времен, которая досталась в наследство тестю от дяди Коли, но живёт он, прицеп, судя по документам и благодаря гаражному хранению уже третий десяток. Конечно, время и эксплуатация в Башкортостане, в местечке Белебей нанесли «крепышу» телесные раны, но дух его «мощь» и наши руки в помощь:) Не с пустыми руками, а полиуретановым антикором. Пока Тесть шлифовал борта и корпус, я, сидя на работе, шустрил просторы интернета и нашел средство! Средство для антикор защиты цистерн!!! Почитав о промышленных показателях рецептуры, я выбрал Актерм Антикор. Доставка ПЭКом приехала к выходным, и в солнечный субботний день, мы с тестем отправились в теплый гараж. Отмечу сразу, что однокомпонентные составы для антикоррозийной защиты бывают разные и температура хранения и нанесения у всех различается. Мы, на всякий случай, чтобы не зависеть от условий транспортировки выбирали состав с температурным диапазоном -25/+35, как нанесение, так и хранение. И это он, Актерм Антикор. Заказывал ведро 10 литров, упаковка симпатичная, выглядит фирменно. Описание, инструкции, пожелания. Кисточки в руки и погнали! Часика за четыре, с перекурами, мы привели прицеп к эстетической реинкарнации. Средне-темные оттенки состава, придали ему сдержанное благородство и стиль, такой ретро винтаж на выселках. Расход составил 4-5 литров, в три слоя, и 8 часов до полного высыхания. Одним словом, «крепыш» готов к новым свершениям, посевам, урожаям! Всем Актерм Антикор и обильного УРОЖАЯ!!!
    -1
Имя:*
E-Mail:


Песочница RSSРеклама на сайтеFreeseller.ru - Полезные самоделки
Copyright © 2008-2023