Удобный легкий вместительный рюкзак – мечта каждого дачника и любителя путешествий. Перед вами самоделка такого рода – причем модульная.
Принцип модульности в применении к рюкзаку означает возможность менять его «архитектуру»: снимать некоторые из частей, дополнять вспомогательными, а также использовать часть емкостей самостоятельно, например на радиальных и разведывательных выходах, в дороге, на подъездах. Вот они, составные части такого вместилища туристского припаса: сам «мешок» с тубусом, «надстройка» сверху - клапан, два боковых кармана, два «банана» на грузовом поясе.
Объем самого мешка- основной «емкости» - около 56 дм3, что позволяет укладывать в него 25-30 кг груза; тубус имеет 25 дм3 - еще 10-12 кг, верхний клапан 15 дм3 - 5-7 кг, боковые карманы по 10 дм3 - еще 8-10 кг. Получается, что такой рюкзак может вместить до 60 кг различных предметов, необходимых на маршруте.
Это, пожалуй, максимальный вес для спортивных походов даже высших категорий трудности, и в основном такими нагруженными емкости бывают только при перевозке к месту старта и на выходе. Из-за большого груза особое внимание должно уделяться заплечным ремням-лямкам: они делаются значительно шире обычных, но жестче (за счет многослойности).
Существуют различные способы регулировки объема рюкзака. Например, очень распространена боковая шнуровка. Однако пользование ею приводит к непомерному росту диаметра емкости и отводит центр тяжести груза назад от оптимального положения, то есть увеличивает опрокидывающий момент. Как парадокс: больший вес приходится нести при худшем его распределении. Шнуровка, к тому же, мешает пробираться через кустарники, прибрежные заросли. Рюкзак большого диаметра обычно застревает между деревьями, в узких проходах. Эти соображения привели к постановке тубуса и верхнего клапана.
Рис.2. Раскрой основной части самодельного рюкзака:
1 - ручка, 2 - боковины, 3 - ленты крепления боковых карманов, 4 - замок заплечного ремня (из 2-х полуколец), 5 - заплечный ремень, 6 - петля, 7 - нашивная полоска усиления, 8 - спинки, 9 - затягивающий ремень, 10 - направляющая грузового пояса, 11 - дно, 12 - полукольца, 13 - замок затягивающего ремня (из 2-х полуколец), 14 - перед.
Клапан снабжен застежкой «молния», поэтому сюда укладываются вещи, наиболее необходимые на данной части маршрута. Поскольку крепление к рюкзаку позволяет ему несколько перемещаться по затяжным ремням, то существует возможность регулировки положения клапана. Клапан съемный, и его часто применяют в качестве хозяйственной сумки в дороге. Боковые карманы также съемные. Их тоже можно использовать отдельно - в качестве малых рюкзаков для разведывательных и радиальных выходов. К мешку они пришнуровываются с помощью ремней и лент, нашитых на боковинах.
Современные рюкзаки шьются, как правило, из синтетических тканей, высокопрочных и легких. В отличие, скажем, от обычного брезента они не обмерзают и не дубеют на морозе, не набухают, намокнув, и быстро просыхают после дождя. Лучше всего для мешка и клапана применять капроновый авизент или несколько менее плотный технический капрон. Более тонкие ткани здесь ставить не рекомендуется, так как они сильно вытягиваются и не держат форму. Однако из них с успехом шьют боковые карманы, тубус, «бананы» - пояса. Можно и комбинировать: например, сделать дно мешка из капронового корда или прорезиненной ткани.
На заплечные и затяжные ремни, грузовой пояс идет капроновый лентошнур. В качестве фиксирующих пряжек используют металлические полукольца. Застежки «молния» надо выбирать пластмассовые, с крупными зубчиками.
Раскрой авизента (как и других синтетических тканей) удобно вести с помощью паяльника, жало которого заточено «лодочкой», на листе фанеры по металлическому угольнику или линейке. Заодно сплавляются и кромки ткани.
Ее рациональнее вести в таком порядке: на боковины мешка пришить ручки и ленты под ремни для закрепления карманов, к дну - пряжки и ленты, вшить спереди петлю. Затем соединить спинку, боковины, перед и дно, закрепить затяжные ремни. Далее пришить полоску материала для поддержки грузового пояса (70 х 240 мм), лямки, проложив по ним для усиления еще один слой ткани (70 x 400 мм), и, наконец, боковины мешка к дну. Заделав все швы мешка, пришейте тубус и присоедините остальные части рюкзака.